I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

«Значимую долю в структуре выручки могут занять новые направления»

13 октября 2020 г.

«Значимую долю в структуре выручки могут занять новые направления»

Опубликовано: Коммерсант

В последние сезоны производители подсолнечного масла в РФ активно наращивали выпуск продукции, выйдя на объемы более 6 млн тонн в сезон. Благоприятно на отрасли сказывался в среднем хороший урожай подсолнечника, неплохая доходность и расширение экспортных поставок. Внутренний масложировой рынок между тем остается крайне конкурентным. Так, пять крупнейших игроков контролируют около 60% сегмента бутилированного растительного масла и 75% продаж майонеза.

В условиях смещения потребительских предпочтений в сторону здорового питания, что оказывает давление на продажи масложировой продукции, игроки начинают активно инвестировать в науку и новые технологии в индустрии. Так, один из крупнейших игроков на рынке — белгородская ГК «Эфко» — сегодня выпускает растительные масла, линейку соусов, молочные продукты и пр., при этом планируя выйти на рынки растительных заменителей мяса и сахарных белков, которые должны стать более полезной заменой традиционному сахару.

Производственную базу для новых направлений группа создала совместно с Россельхозбанком, с которым ГК «Эфко» уже реализовала несколько инвестиционных проектов и начала обсуждать новые. Вместе партнеры построили завод по переработке яиц ежедневным объемом производства 1 млн штук, а также завод по биотехнологическому производству ферментных препаратов для пищевой промышленности. Реализация этих проектов повышает пищевую безопасность России и созвучна с отраслевыми планами по замещению импорта. О становлении отрасли, работе на конкурентном рынке, экспорте и R&D рассказал гендиректор ГК «Эфко» Евгений Ляшенко.

— Какое направление бизнеса сегодня наиболее приоритетное для «Эфко», какое приносит больше всего выручки?

— На текущий момент направление специализированных жиров формирует треть всей выручки группы и по этому показателю лидирует среди прочих наших бизнесов. При этом весьма важными для компании по-прежнему являются и брендовый бизнес, и переработка масличных, и наращивание экспортных операций. Кроме того, компания в этом году активно начала развивать такие новые направления, как поставка продуктов для HoReCa, производство современных кормовых добавок. Но самое перспективное, на наш взгляд, из развиваемых нами сегодня бизнесов — растительное мясо. Последнее может стать новым лидером как по выручке, так и по доходности в ближайшие десять лет.

— Группа начинала с производства подсолнечного масла. Как с момента основания «Эфко» изменился этот рынок, какие сейчас можете выделить тенденции?

— С момента основания «Эфко» рынок фасованного подсолнечного масла претерпел значительные изменения. В 90-х годах отрасль находилась в депрессивном состоянии. Основная масса россиян из-за крайне низких доходов в основном покупала разливное масло на рынках: помните, было два вида — «пахучее» и «непахучее». В лучшем случае удавалось приобрести масло в стеклянных бутылках, произведенное на отечественных заводах, с незамысловатым подсолнухом во всю этикетку и надписью большими буквами «Подсолнечное масло», но и оно было плохо очищенное, с осадком в два пальца на дне бутылки. В те годы начали завозить импортное масло Natura, Coroli, Unoli, но оно было доступно лишь избранным.

Выпустив первыми качественно очищенное, в том числе выморозкой, подсолнечное масло в пластиковой бутылке под маркой «Слобода», мы не только стали вытеснять импортных производителей, но и заложили основу сегодняшней мощи бренда. В наши дни создать новый бренд фасованного подсолнечного масла аналогичной силы просто невозможно. С момента начала производства рынок фасованного масла вырос более чем в три раза. Изменилась и структура рынка по вкусам: на полках супермаркетов можно встретить миксовые масла с добавлением в подсолнечное других видов масла, а также экстрактов, придающих маслу необычный вкус и аромат.

— Тренд на здоровое питание сказался на продажах вашего масложирового дивизиона? Заметили ли, к примеру, снижение спроса на майонез? Адаптируете ли как-то свой ассортимент под изменение потребительских предпочтений?

— Экспансия ЗОЖ-трендов видна по росту отдельных категорий масложирового бизнеса. Рост производства спредов за последние два года составляет 11% — это хороший показатель. Очевидно, что люди все чаще стали выбирать полезные и при этом недорогие продукты питания. Масложировой дивизион компании ориентирован на b2b-сегмент, поэтому любая смена модели потребительского поведения сказывается в первую очередь на наших клиентах. Мы внимательно относимся к любым колебаниям предпочтений покупателей. Сейчас одно из перспективных и интересных направлений — полезные сладости с низким содержанием сахара, которые дополнительно обогащены полезными веществами. Вместе с партнерами на основе наших пищевых ингредиентов мы разрабатываем для их производств рецептуры новых продуктов, которые приходятся по вкусу адептам правильного питания.

Если говорить о рынке майонезов — на протяжении последних лет он показывает тенденцию к стагнации, в том числе и за счет изменения поведения целевой аудитории под влиянием многочисленных трендов. Но если обратить внимание на бренд «Слобода», то станет понятно, что мы, по сути, «оздоровили» категорию «майонез». Мы первыми на рынке разработали рецептуру соусов с исключительно натуральным составом, рассказали потребителю обо всех ингредиентах, подчеркнув их натуральность и природную пользу. Мы ввели такие элементы, как «органик-контроль» и «живая еда».

— Сколько сейчас выручки приходится на экспорт? Какие ваши основные экспортные позиции и рынки?

— Экспортная выручка по итогам 2019 года составила 35 млрд руб., это почти 30% от всего оборота компании. Основную долю экспорта продукции группы составляют растительные масла (60%) и шрот (19%). Основные наши рынки сбыта — Китай, Индия, Египет, Иран, Турция, страны СНГ и Северной Европы.

В соответствии с «майским указом» президента РФ об увеличении экспорта АПК мы будем наращивать поставки за границу растительного масла и шрота. Реализации этих планов должно поспособствовать строительство крупнейшего завода в России по переработке маслосемян. Также мы ожидаем роста экспорта брендовой продукции благодаря выходу на новые рынки Северной Африки, Ближнего Востока и увеличения объемов продаж в Китае, Афганистане и странах СНГ, а также наращивания доли на рынке йогуртов и творожных десертов. Мы планируем развить мощности по производству универсальных и специализированных маргаринов. Компания уже приступила к строительству нового завода по производству эквивалента масла какао, востребованного не только отечественным рынком, но и партнерами из Европы и Азии.

— В 2013 году в составе группы появился инновационный центр «Бирюч», задача которого — создание инновационных продуктов вплоть до запуска новых производств. Какие сейчас проекты в работе? Сколько денег тратите на R&D в год?

— Среди инновационных разработок компании «Эфко» я бы выделил несколько заслуживающих особого внимания. Во-первых, проект по созданию растительного мяса. Главный вызов всех растительных альтернатив традиционному мясу — это вкус. В отличие от вегетарианцев и тех, кто исключил пищу животного происхождения по рекомендации врача, массовый потребитель однозначно не готов идти на компромиссы. В разработку первых продуктов было вложено более 100 млн руб. Сегодня у нас получился вкусный бургер на соевом белке. Наша цель — повторить этот же вкус на подсолнечнике.

Другой не менее интересный проект — «Сладкие белки». Существует множество исследований, доказывающих вред сахара для здоровья. Одним из путей решения данной проблемы является разработка сладких белков, которые в природе встречаются в некоторых тропических фруктах. Альтернативой классическому сахару также являются редкие сахара — тагатоза и аллюлоза. В природе они содержатся в изюме, пшенице и молочных продуктах. Их главное преимущество — профиль вкуса, похожий на сахар, идентичный сахару коэффициент сладости, низкая калорийность и низкий гликемический индекс.

Еще одно направление, над которым работает наш инновационный центр,— это биосинтез жиров. В настоящее время основным источником жиров в рационе человека являются продукты переработки масличных культур. Такие страны, как Индонезия, Малайзия, Бразилия, имеющие климатические преимущества для урожая, кормят растительными маслами весь мир, что влечет за собой огромные затраты на логистику. Альтернативой является производство жиров с помощью биотехнологий. Это может позволить производить жиры вне зависимости от климатических условий и качества почв.

Также мы считаем перспективным развитие нашего Центра компетенций молочного животноводства. Если в прежние времена средние надои на одну корову составляли в среднем 4–5 тыс. литров молока, то сейчас передовые хозяйства достигают показателей в 12–13 тыс. литров. Одним из ключевых факторов, позволивших достичь таких результатов, являются высокоэффективные кормовые добавки — защищенные жиры и белки. Этим инновационным проектом мы можем повысить эффективность молочного животноводства в стране.

Если говорить о расходах компании на R&D-проекты, то они составляют более 400 млн руб. в год. Мы полагаем, что на горизонте десятилетия значимую долю в структуре выручки могут занять новые направления бизнеса. К примеру, выручка от реализации растительного мяса, о котором мы уже говорили, по нашим прогнозам, будет порядка 100 млрд руб., что составит примерно треть от общего оборота компании.

Версия для печати